Разделы энциклопедии

14 октября 2011. Самая глубокая станция метро в мире

Сегодня в газетах и интернете появилось сообщение о том, что открытие станции «Адмиралтейская» предварительно планируется на 26 декабря. Также сообщается, что «Адмиралтейская» станет самой глубокой станцией в России, т.к. она залегает на глубине более 100 метров. Возник вопрос, а какая станция самая глубокая в мире?

После изучения информации в интернете, стало понятно, что данные спорные, но большинство склоняется к мнению, что самой глубокой станцией метро в мире является станция «Арсенальная» в Киеве (укр. «Арсена́льна»). Ее глубина, по разным данным, составляет 103-105 метров. Основной камень преткновения заключается в том, что эта станция построена под холмом, и не понятно, как измерять самую глубокую станцую: по глубине относительно уровня моря или относительно поверхности земли.

Вот другие глубокие станции (достоверность данных о конкретной глубине не 100%-ная):

·         Арсенальная в Киеве (105 м, построена под холмом)

·         Адмиралтейская в Санкт-Петербурге.(102 м, всё еще строится)

·         Комендантский проспект в Санкт-Петербурге (78 м, открыта в 2005 г.)

·         Чернишевская в Санкт-Петербурге (74 м, открыта в 1958 г.)

·         Парк Победы в Москве (90 м, построена под холмом)

·         Станция Puhung в г. Пхеньян, Северная Корея (также выполняет функцию убежища при ядерной атаке)

·         Станция «Вашингтон-парк» в г. Портленд, штат Орегон, США  (80 м, построена под холмом)

Что же касается общей глубины метрополитена, то тут определенным лидером является метро Санкт-Петербурга – оно самое глубокое в мире по средней глубине залегания станций.

Интересные факты о метрополитенах стран мира:

Метро - пожалуй, самый нераспространенный из видов общественного транспорта. Немногим более сотни городов мира могут похвалиться наличием "подземки", да и не всякий материк: Антарктиду, конечно, считать не стоит, но вот в Африке всего два метрополитена - в Каире и Тунисе. Да и в Австралии два - в Мельбурне и Сиднее.

Метро в Берлине обозначается не привычной россиянам буквой М, а буквой U - Untergrundbahn (подземная дорога). В час пик поезда ходят с 4 или 5-минутными перерывами между рейсами, в остальное время пауза составляет 5 или 10 минут. Начиная с 2003 года, были введены ночные линии (на всех маршрутах, кроме U4) в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье с 15-ти минутными перерывами в движении. В остальные дни недели по маршрутам метро ходят ночные автобусы, один раз в 30 минут.

В Казани буква М у спуска в подземку не красного, а зеленого цвета.

Для пересадки с одной линии на другую на некоторых станциях метро Москвы можно затратить меньше тридцати секунд, а в Париже - больше 15 минут.

Самое старое метро в мире - Лондонское метро. Первая линия его еще на конной тяге была пущена в 1863 году. 4 ноября 1890 года в Лондоне вступило в действие первое в мире метро. Протяженность подземки составляла шесть километров. Первым пассажиром метро стал принц Уэльский, будущий король Великобритании Эдуард VII. Эта линия называлась Metropolitan Railway (столичная железная дорога), также называлась компания, которая строила метрополитен. Сократив длинное название до пяти букв, получили слово "метро".

Второе место занимает Парижское метро, открытое в 1900 году. Метро в Париже – если не самый удобный, то наверняка самый надежный вид городского транспорта, поскольку уличные пробки его не касаются. Густая сеть станций метро покрывает всю территорию Парижа, а некоторые линии протянулись до отдаленных пригородов.

Северная Корея. Эскалатор на станции пхеньянского метро, освещение наклонных ходов светящимися частями балюстрады.

Пхеньянское метро — самое дешевое в мире, проезд стоит всего 5 северокорейских вон, то есть около 3 американских центов

Самое дорогое метро в мире - это Лондонское метро. 2 января 2007 года здесь снова повысилась плата за проезд - на 33%. Повышение цен связано с переходом с бумажных билетов на смарт-карты.

Самое протяженное метро в мире - и снова Лондонское метро. Но в 2020 году этот титул должно отвоевать метро Пекина - его линии протянутся на 561 километр. Это станет возможным благодаря только что утверждённому плану развития системы общественного транспорта китайской столицы, поможет также летняя олимпиада 2008 в Пекине. В настоящее время в Пекине работают четыре линии метро, ежедневно обслуживающие полтора миллиона пассажиров. Согласно новому проекту, к 2020 году столичное метро будет насчитывать уже 19 линий.

Самое короткое метро в мире: В мире есть несколько метрополитенов, претендующих на звание самых коротких. К примеру, метро Екатеринбурга (9 километров длиной и 7 станций), Днепропетровска (7,8 км и 6 станций) и Казани (6,8 км длиной и всего 5 станций). И с этими данными не поспоришь, тем более, что метро в этих городах существует в самом привычном для нас виде — в виде подземных электропоездов, движущихся по горизонтали.

Но если подходить к определению метро более широко — как к самостоятельной системе внеуличного скоростного подземного транспорта, звание самого маленького метро в мире, бесспорно будет принадлежать метрополитену с красивым женским именем «Кармелит» города Хайфа в Израиле. С орденом кармелиток или телесериалом метро не имеет ничего общего, название оно получило от горы Кармель, в недрах которого, собственно, и расположено.

Построено метро было в 1956 году, в 80-х — 90-х годах прошлого столетия было полностью реконструировано и обновлено. В длину это единственное в Израиле метро всего 1,8 км, с учетом длины станций — 2 км, оно имеет 6 станций. Весь путь с первой станции до последней занимает около 6 минут. Глубина залегания линии — от 5 до 30 метров.

 Главная особенность метро «Кармелит» в том, что движение поездов идет не по горизонтали, а по вертикали, от подножья к вершине горы (уклон составляет 17 градусов) при помощи тяговых тросов, то есть в принципе «Кармелит» не что иное, как подземный фуникулер (или канатная дорога) на электрической тяге.

Самое удобное метро в мире - токийское метро. Несмотря на кажущуюся страшно запутанной схему частных и государственных веток метрополитена, оно наиболее внимательно к пассажирам. Здесь билеты продают автоматы, причем каждый из них имеет подписи шрифтом Брайля (для слабовидящих). На электронных табло, которыми оснащены все платформы, высвечивается информация о времени прибытия следующего поезда, конечном пункте его следования, а также о том, скоростной он или делающий остановки на каждой станции. Нарушить это расписание хотя бы на несколько минут, что само по себе является из ряда вон выходящим событием, способен только природный катаклизм. На платформах большинства линий можно обнаружить также экономящую время информацию о том, в какой вагон лучше сесть, чтобы быстрее добраться до нужного выхода из метро или перехода на другую ветку. Естественно, на всех станциях имеется четко различимая разметка вагонов с их номерами, а также мест, где стоит ожидать открытия дверей. Расположение так называемых сидений "для инвалидов и пассажиров с детьми", которые находятся в определенной части вагонов, можно также просчитать заблаговременно, до прибытия поезда. Нужно лишь найти соответствующую отметку рядом с указателем мест, где открываются двери вагона. А не так давно здесь появились отдельные вагоны для женщин.

Самое художественное метро в мире находится в Стокгольме. Tunnelbana, как здесь называют метро, часто именуют самой длинной в мире художественной галереей. Оно, пожалуй, единственное в мире, чьи станции могли бы по уровню художественного оформления спорить с московским метро. А также по глубине, причем это относится к линиям, построенным в конце 80-х-90-х гг. XX в.

Тоннели и огромные залы станций вырублены глубоко в скалах, здесь прекрасная вентиляция, всегда прохладно, в подземных переходах свободно разъедутся два автобуса.

Но главное - дизайн станций. Каждая линия оформлена по-своему. Некоторые станции похожи на сказочные гроты подземных королей, на других можно увидеть греческие скульптуры, уголки классической архитектуры, настенные рельефы, мозаику или видео-инсталляции. Активно представлен поп-арт, на одной из станций к потолку прибиты огромные башмаки. Здесь бьют фонтаны и текут ручьи. Рукотворные, конечно.